Это сайт автора Николая Аграмакова:http://ryazan-vladimir-uzd.umi.ru/
Эл. почта для контакта: 1_nick@mai.ru
Другие сайты: http://ryazan-history.750mm.ru

Ст. ужд. Ласково

      Рязанский губернатор Н.С.Брянчанинов 22 января 1896 года рассылал приглашения ответственным лицам Губернии. Узкоколейка  частного пользования "Ока -Пенкино" полностью выполнила своё предназначение - вывезла уцелевшие от огня заготовленные лесные материалы с казённых Солотчинско-Келецких дач, и с декабря 1895 года бездействовала. 

     Успех и преимущества железнодорожного вида транспорта в лесах Рязанской Мещёры были очевидны. Мысль об экономической целесообразности дальнейшего проникновения этой дороги в глубину дремучего лесного края давно укрепилась в его сознании. Теперь, надеясь найти поддержку других ответственных лиц Рязанской губернии, Губернатор письменно предлагал каждому из них:

     «…На 7 февраля 1896 г. назначено заседание Особого Присутствия для обсуждения 2-х ходатайств: "Московского Общества подъездных путей" и "Общества Мещёрского подъездного пути" – о проведении "Рязанско-Тумской узкоколейной железной дороги" общего пользования. Имею честь уведомить о сём Ваше Превосходительство и покорнейше просить пожаловать в заседание означенного Присутствия в 1 час дня в Помещение Губернского Присутствия…». (После 1917 г. - это здание обувной фабрики «Победа Октября» в Рязани).

 

 

     В означенный день 7 февраля 1896 года, двенадцать часов кряду заседание Особого Присутствия в Рязани решало судьбы Мещёрского края и десятков тысяч его жителей. На совещание явились 32 приглашённых Лица. Председательствовал господин Губернатор Н.С.Брянчанинов. Строить ли продолжение узкоколейной дороги вглубь лесного края, решено было положительно открытой подачей голосов.

     Дорога необходима для разработок, вывоза и выгодной для Губернии продажи лесных материалов, - торфа с тысяч десятин казённых дач Спас-Клепиковского, Тумского и других труднодоступных краёв севера Губернии; ввоза сырья для фабрик и заводов края и вывоза их «произведений»; доставки недостающего продовольствия населению и его передвижения на «отхожие» промыслы в южные уезды.

     Предвари тельные расчёты показывали, что узкоколейка, продолженная от Рязани только до села Тумы, позволит освоить до 75 000 десятин соснового строевого и берёзового дровяного леса казённых дач, даст возможность свободно передвигаться 50 000 жителей и будет перевозить в обе стороны до 16 000 000 пудов в год различных грузов. Это было убедительно и не вызвало сомнений. Главными оказались вопросы – какое направление для продолжения дороги выбрать. Кому поручить дальнейшее строительство. О принудительном отчуждении частных и казённых земельных угодий под линию и денежной компенсации за них. Наконец, о необходимости освободить Владимирский тракт от рельсового пути и восстановить гужевую дорогу, а значит, о перенесении части Ока-Пенкинской железной дороги на другую трассу.

     Акционерное «Общество Мещёрского подъездного пути» – из местных жителей «р-на Мещёрского края капиталистов-предпринимателей», купцов Лаптевых, Селиванова, Масленникова и других в числе 24 человек – предложило Особому заседанию свой проект постройки и эксплуатации подъездного пути общего пользования. От левого берега р.Оки у города Рязани на село Спас-Клепики и до села Тума около 100 вёрст, с перспективой продолжить железную дорогу от села Тумы до города Касимова. Это Общество местных предпринимателей, радея за соединение рельсовым путём промышленного города Касимова с городом Рязанью, ещё в 1893 году "инкогнито" вело переговоры об узкоколейной дороге с Касимовским земством.

    "Московское Общество подъездных путей" предлагало продолжить свою Ока-Пенкинскую дорогу правее озера Великого на деревню Гришино, где на берегу реки Пра завод и плотина, и далее на село Тума около 80 вёрст. На большое торговое село Спас-Клепики пустить ветку около 20 вёрст от деревни Гришино вдоль берега реки Пра. В перспективе Московское Общество надеялось продолжить железную дорогу от села Тума на село Гусь-Мальцева (Гусь-Хрустальный после 1917 г.) и далее до города Владимира около100 вёрст, где проходит железнодорожная линия широкой колеи "Москва - Нижний Новгород", и таким путём обеспечить надёжный рынок сбыта для рязанской древесины, торфа и продукции промышленных предприятий края. Москвичи не отрицали возможность соединить позже промышленный город Касимов веткой около 70 вёрст с селом Тума на основном пути узкой колеи Рязань-Тума-Владимир.

    К постройке продолжения дороги москвичи предполагали приступить весной 1896 года, если на то последует Высочайшее разрешение, а значит, и право принудительного отчуждения казённых и частных земель, и закончить таковую до села Тума не позже октября 1897 года. А ветвь на село Спас-Клепики – устроить в течение 5 лет, не позже 1900 года, и открыть дорогу для общего грузового и пассажирского пользования. На участке р.Ока – Пенкино поддерживать временное движение в оба конца.

    При рассмотрении обоих предложений оказалось, что у "Общества Мещёрского подъездного пути" ещё не учреждён Устав в Высочайших инстанциях и нет Поручителя. Чаша весов клонилась к Московскому Обществу. Присутствующий начальник дистанции Рязанско-Уральской ж.д. инженер Сосонко окончательно разрешил колебания собравшихся, заявив:

   «Ввиду опытности Московского Общества подъездных путей в деле постройки железной дороги, что подтверждается и личным его (железнодорожного пути) осмотром в составе назначенной господином Губернатором комиссии, построенной уже этим Обществом линии "Ока – Пенкино", он отдаёт безусловное предпочтение в продолжении постройки вновь проэктируемой линии "Рязань – Клепики-Тума", "Московскому Обществу подъездных путей». Так решён был вопрос – кому, когда и в каком общем направлении продолжить Мещёрскую железную дорогу.

    Однако, выяснилось неожиданное обстоятельство. Продолжить ли линию от станции «Пенкино» и пересечь реку Пра возде деревни Гришино, и вести на село Тума, с веткой от деревни Гришино на село Спас-Клепики, как намечал проект, или по другому. Выяснилось, что вопрос этот оказался очень важен для торгового центра края Спас-Клепиков. Возбудил его от имени жителей села Спас-Клепики 17 сентября 1895 года дворянин А.Н.Аргамаков, обратившись с письмом в Правление Московского Общества (Москва, Арбат) с предложением: «изменить проэктируемое направление продолжения "Ока-Пенкинской" железной дороги, сделав таковое от села Ласково, мимо села Кельцы, на торговый центр края село Спас-Клепики и далее продолжить на село Тума…». Опасались, что путь через деревню Гришино подорвёт торговлю Спас-Клепикам.

    Правление Московского Общества 23 сентября 1895 года письмом на имя Спас-Клепиковского дворянина А.Н.Аргамакова сообщило «о своей безусловной готовности исследовать означенное направление и сделало тогда же распоряжение о безотлагательном производстве нивелировки по вновь указанному направлению. Что оба направления – как прежде избранное на село Туму с ветвью на село Спас-Клепики, так и новое через сёла Кельцы, Спас-Клепики на Туму – имеют каждая свои удобства и свои недостатки. Правление Московского Общества предоставляет решение вопроса о выборе направления всецело на усмотрение Правительства и Министерства Путей Сообщения».

    Мнение участников Особого совещания склонилось в пользу Спас-Клепиков с подачей голосов 26 против 6. Присутствовавшие на Особом совещании представители Московского Общества инженеры Доброумов и Омельянович заверили о готовности Общества очистить Владимирский тракт. Разобрать и перенести "Ока-Пенкинскую железную дорогу" в 1896-1897 годах на новую трассу.

    Кроме того, Московское Общество обязалось «за свой счёт оплачивать неизбежный перерыв движения поездов из-за весеннего разлива реки Оки – пароходное сообщение от Рязани до железной дороги» (от речной пристани в Рязани под Кремлём до железнодорожной станции в селе Солотча).

    Губернатор Н.С.Брянчанинов чувствовал удовлетворение. Его мысли и надежды о благе Рязанской губернии приобретали зримые очертания. В 1 час 10 мин. ночи он закрыл совещание. Днём 8 февраля 1896 года «Дело о постройке "Рязанско-Тумской узкоколейной железной дороги» Губернатор отправил в Санкт-Петербург на «Усмотрение Высшего Правительства».