Это сайт автора Николая Аграмакова:http://ryazan-vladimir-uzd.umi.ru/
Эл. почта для контакта: 1_nick@mai.ru
Другие сайты: http://ryazan-history.750mm.ru

Ст. ужд. Владимир

     Об узкоколейной станции "Владимир" исторических сведений пока меньше всего. Построена она была в 1901 году. Известно, что после 1917 года вся "Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога", принадлежавшая до того на правах собственности "Московскому Обществу подъездных железных путей России", была национализирована новым правительством страны и передана в ведение Нижегородской (Горьковской) железной дороге. Обусловливалось это тем, что конечная узкоколейная станция "Владимир" почти вплотную подходила к шикококолейной станции "Владимир"и тем облегчалась перевалка взаимных грузов этих станций в любое время года.

    Со стороны Рязани помехой таковому являлась река Ока и её весенние разливы. Обе конечные станции здесь для перевалки грузов - "Рязань-Пристань" левобережная узкой колеи и через реку Оку "Рязань-Пристань" правобережная широкой колеи затоплялись весенними разливами реки и ежегодно вынужденно не работали в апреле-мае месяцах.

    Также известно, что в 1924 -1926 годах земляное полотно узкоколейной дистанции "Владимир - Гусь Мальцева - Тума" было расширено и параллельно узкой колее на всём её протяжении руками заключённых была положена широкая железнодорожная колея от г.Владимира до г.Тумы. Узкая колея продолжала существовать до 1960-х годов и затем была демонтирована.

    Об истинных  причинах "перешивки" колеи "Владимир-Тума" на широкую в те далёкие годы можно только догадываться, предположительно связано это с военными. На станции Тума до 1990-х годов осуществлялась перевалка грузов с узкой колеи на широкую и обратно. Деревянное отдельное здание узкоколейного Владимирского вокзала, бывшее примерно в полукилометре от ширококолейного Владимирского вокзала давно ликвидировано и поезда из города Владимир в город Тума отправляются с одного Владимирского вокзала.

     Таким образом, чисто узкоколейной с 1926 года по 1998 год продолжала существовать дистанция железной дороги "Рязань-Пристань" левобережная - Тума протяжением в 106 вёрст. Причём, от вокзала затопляемой вёснами станции "Рязань-Пристань" левобережная последний поезд на Туму отошёл в 1968 году. После этого, рельсовый путь дистанции "Рязань-Пристань" левобережная - ст. ужд. "Шумошь" в затопляемой рекой Окой зоне около 4 километров был демонтирован. Связано это было в связи с постройкой и пуском в действие в 1972 году высоководного Автомобильного моста над рекой Ока и началом перевозки из Рязани пассажиров и грузов в сторону городв Владимира автомобильным транспортом.

     Работоспособной оставалась ещё некоторое время дистанция узкоколейного пути "Шумошь - Тума". Однако, малоинтенсивное грузовое движение узкоколейных поездов оставалось до 1998 года лишь на дистанции "Тума - Ласково", где в посёлке Ласково продолжало работать Лесопильное предприятие и куда сохранялся рельсовый путь. А на дистанции Шумошь - Солотча - Ласково верхнее строение пути приходило в негодность, рельсы постепенно разворовывались. Также, неизвестно кем ещё до 1998 года остепенно демонтирован рельсовый путь 10-верстовой торфовозной ветки  "Ласково - торфоболото Красное" восточного направления.

     И вот, пришли годы 1998 1999. По некоторым сведениям, Горьковская (бывшая Нижегородская) железная дорога, которой после 1917 года принадлежала вся так называемая "Мало-Горьковская железная дорога", то-есть бывшая до 1917 года "Рязансо-Владимирская узкоколейка" сама вдруг озаботилась демонтажом всех оставшихся узкоколейных рельсов и прочих принадлежностей верхнего строения пути на всём протяжении основного хода "Рязанско-Тумской" узкоколейной дистанции. В 1998 году рельсовый путь демонтирован был со стороны Рязани до ст. ужд. Спас-Клепики. В 1999 году демонтирована оставшаяся дистанция узкой колеи "Спас Клепики -Тума", и якобы оборудование это продано в Прибалтику.

    Так, в 1999 году перестала существовать "Рязанско-Тумская" дистанция бывшей "Рязанско - Владимирской узкоколейной железной дороги". Теперь лишь ширококолейная дистанция железной дороги по трассе узкоколейной "Тума-Владимир" напоминает сведущим людям о событиях столетней давности, когда Рязанский губернатор Н.С.Брянчанинов сделал всё возможное, чтобы дать лесной глубинной Мещёре и её обитателям рельсовый выход к губернским городам Рязани и Владимиру.

 

    На сайте  http://ryazan-vladimir-uzd.umi.ru  использованы материалы книг историчеких путеводителей автора Н.Аграмакова  "Рязань-Тума-Владимир. Узкоколейка". ТСРК "Губернская Рязань". 2011 г. 280 стр. ил. и "Былые Дни" ТСРК "Губернская Рязань". 2011 г. 430 стр. ил.

    Фоторепродукции из архивов РВУЖД и личных архивов Н.Аграмакова, И.Индра, В.Миронова, А.Берзина.

    Более подробный материал о "Рязано-Владимирской" узкоколейке и документальный архив РВУЖД любезный Читатель найдёт в книгах автора Н.Аграмакова исторических путеводителях:  "Рязань-Тума-Владимир. Узкоколейка". ТСРК "Губернская Рязань". 2011 г. 280 стр. ил. и книге "Былые Дни" ТСРК "Губернская Рязань". 2011 г. 430 стр. ил., которые свободно реализуются по договорённости.

    Контакт с автором этого сайта:   1_nick@mail.ru   

Сайты автора:

http://ryazan-vladimir-uzd.umi.ru/    (набрать в mail.ru)

http://www.e-tel.ru/~ua3sed

   ryazan-history.750mm.ru http://     (набрать в mail.ru)

 http://ryazan-history.narod.ru

http://ryazan24.narod.ru

 

По теме "узкоколейки" можно посетить сайты других авторов: 

750mm.ru

Kukushka.ru

Narrow.parovoz.com

Klepiki.ru   (Википидия до 2010 г.).