Это сайт автора Николая Аграмакова:http://ryazan-vladimir-uzd.umi.ru/
Эл. почта для контакта: 1_nick@mai.ru
Другие сайты: http://ryazan-history.750mm.ru

Ст. ужд. Солодча

       Владимирский гужевой тракт Рязань-Тума-Владимир начинался на северной окраине города Рязани от церкви Благовещения (ныне против Торгового городка). Лугами шёл до реки Оки. Попасть на левый берег реки к продолжению Владимирского тракта и к новой "Ока-Пенкинской узкоколейной железной дороге", то-есть к первой её станции «Рязань-Пристань» нетрудно было по разводному мосту, который издавна ставился на Владимирском пути, чуть ниже устья речки Трубеж, впадающей в реку Оку.

     Здания на левобережной узкоколейной железнодорожной станции «Рязань-Пристань» устроены были деревянные, разборные. На время весеннего половодья в апреле - мае убирались, затем снова устанавливались после схода воды. Было шесть бревенчатых жилых домов – для конторы, самой станции, телефонного поста и для жилья служащих. Вагонные мастерские «в виде досчатого сарая». Небольшая бревенчатая кузница. Паровозный сарай в «одно стойло». Все постройки были выполнены вчерне и крыты «дранью», а паровозный сарай покрыт тёсом

     

   

  

 

 

      Вот как описал путь по новой "Ока-Пенкинской" узкоколейной железной дороге уполномоченный Рязанского губернатора, проехав в 1894 году на паровозе с машинистом до конечной станции "Пенкино" в пострадавшие от пожара леса. 

      «Линия начинается тотчас за плашкоутным Шумашинским мостом за рекой Окой. Приблизительно в 2-х верстах от самого города Рязани и идёт по луговому берегу на север и северо-восток. По направлению к казённой Солотчинской даче (лесничеству), из коей при посредстве этого железного пути предположено вывезти в Рязань, к пристани Оки, лесные разработки. Первая станция называется “Ока”(самое первоначальное название ст. "Рязань-Пристань").

      На 4-й версте линия подходит к озеру "Бабинка", почему и уклоняется несколько вправо, и на 7-й версте имеется разъезд “Бабинка”, жилой бревенчатый дом и бревенчатое здание для водоснабжения. Подходя к селению Аграфенина Пустынь, линия железной дороги обходит село слева, причём на 12-й версте устроен разъезд, называемый “Пустынь”, и тоже бревенчатый дом.

      Пройдя три версты от Аграфениной Пустыни линия уклоняется вправо и идёт уж лесом до Солотчинского Монастыря. Здесь снова поворачивает направо для обхода сёл Солотча и Рыково. На 20-й версте в лесу у Рыкова (ныне Давыдово) устроена станция называемая “Солодча”. На ней жилой дом.

      На 7-й версте от села Солотчи, доезжая до деревни Ласково (здесь в 1895 г. устроен лесопильный завод и узкоколейная ж.д. станция), дорога сворачивает вправо и, обходя далее небольшой хутор Требухино (жили четверо Требухиных), достигает 29-й версты своего протяжения, где устроена станция, называемая “Передельцы”, четыре бревенчатых дома и паровозный сарай на “два стойла” (до этого была казенная караулка лесного сторожа-объездчика).

      Затем дорога вступает в казённый лес. Не доезжая деревни Кельцы, версты за три, поворачивает вправо. По казённому лесу мимо озера Келецкого и к озеру Великому. Идёт казённым лесом сплошь погоревшим, где и производились разработки лесных материалов Управлением Общественных работ – до лесной караулки Пенкина, и здесь устроен конечный разъезд. Таким образом, протяжение всей сооружённой линии определяется в 39,24 версты…».

      Водоснабжение паровозов на станциях и разъездах производилось из колодцев с помощью ручных насосов и поднятых над землёю деревянных ёмкостей. Для сношения с другими станциями на линии установлено было девять аппаратов. За порядком на узкоколейке "Ока-Солотча-Пенкино" наблюдали жандармские полицейские Рязанского уезда.

      Железная дорога работала шесть месяцев (июль-декабрь) в 1894 году и восемь месяцев (с января по март и июль-декабрь) в 1895 году. Июнь отводился на ремонтные работы и восстановление работоспособности железной дороги после разлива реки Оки в апреле-мае.