Это сайт автора Николая Аграмакова:http://ryazan-vladimir-uzd.umi.ru/
Эл. почта для контакта: 1_nick@mai.ru
Другие сайты: http://ryazan-history.750mm.ru

Ст. ужд. Рязань-Пристань левобережная.

     Инициатор Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги (РВУЖД) - Рязанский губернатор 1893 - 1904 годов Шталмейстер Двора Его Величества Николай Семёнович Брянчанинов (портрет на главной странице). Назначен Императором Александром III руководить Рязанской губернией зимою 1893 года. В памяти рязанцев поколения 1890-х, начала 1900-х Губернатор Н.С.Брянчанинов остался как инициатор и ревностный попечитель сооружения трёх узкоколеек в Рязанской Мещёре.

   Грузовой узкоколейной железной дороги частного пользования “Рязань-Солотча-Пенкино” в 1893 - 1894 годах, утверждённой Государем Александром III, протяжённостью 39, 24 верст (1 верста- 1,0668 км).

    Грузопассажирской узкой колеи общего пользования “Рязань-Солотча-Клепики-Тума” через глухие мещёрские леса, утверждённой Государем Николаем II, построенной в 1897-1898 годах, протяжением 106 верст, давшей возможность свободно передвигаться по бывшему бездорожью свыше 50 000 человек местных жителей в любое время года.

     Достроенной к 1901 году от станции Тума до губернского города Владимира ещё на 113 вёрст "Тумско-Владимирской" узкоколейки, ходатайством Н.С.Брянчанинова перед Государем Николаем II - и тем созданной межгубернской "Рязанско-Тумско-Владимирской" узкоколейной железнодорожной магистрали общим протяжением в 219 верст, сыгравшей исключительную роль в промышленном и культурном развитии северного лесного края Рязанской губернии; бесперебойной доставке туда сырья, оборудования, продовольствия, товаров и вывоза оттуда продукции промышленных предприятий и лесных материалов.

    

      Первая узкоколейка в Рязанскую Мещёру “Ока-Солотча-Пенкино” располагала 3-мя паровозами бельгийской фирмы Кокериля, способными тянуть состав весом до 6 105 пудов (1 пуд – 16,38 кг) со скоростью до 15 вёрст в час и 58-ю платформами грузоподъёмностью 300 пудов каждая. Практически, по "Ока-Пенкинской" узкоколейке ходили 5 - 6 поездов в день в составе 10 - 13 платворм со скоростью 12 - 13 вёрст в час.

      За время действия дороги в 1894 -1895 годах в сторону реки Оки перевезено было 23 604 вагон-платформ с различным лесным материалом, общим весом 7 081 200 пудов, стоимостью 2 265 985 рублей (затраты на устройство самой дороги составили 450 000 рублей).

     Предполагалось, что просуществует узкоколейка "Ока-Солотча-Пенкино" не более трёх лет, предназначенная исключительно для вывоза лесных материалов из пострадавших от пожара лесных дач, и в 1896 году полностью будет демонтирована. Потому строили её "начерно", в нескольких местах линия до села Солотчи прошла посреди проезжей части гужевого Владимирского тракта или сбоку тесня его. 

     Узкоколейка частного пользования “Ока-Солотча-Пенкино”, как и полагал рязанский Губернатор Н.С.Брянчанинов, полностью выполнила своё предназначение – вывезла уцелевшие от огня лесные материалы с казённых Солотчинско-Келецких дач, и с декабря 1895 года уже бездействовала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      .